Блог адвоката

КОНФИСКАЦИЯ СОМНИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ: НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ

Описание ситуации

Минюст и Минфин общими усилиями совершенствуют законодательство в сфере противодействия коррупции. В ближайшем будущем конфискации будет подлежать не только имущество, в отношении которого не представлены доказательства, подтверждающие его приобретение на законные доходы, но и  денежные средства – в случае отсутствия доказательств законности их получения. 

Изменяется не только законодательство, но и практика его применения. В июле 2020 года Верховный Суд занял активную позицию в борьбе с легализацией доходов, полученных в результате нарушения законодательства [1]. Теперь, для выявления фактов противоправного использования судебного порядка разрешения споров недобросовестными участниками гражданского оборота, суды будут исследовать соответствующие обстоятельства:

  • Привлекать к участию в «подозрительных делах» соответсвующие государственные органы: Прокуратуру, Росфинмониторинг, Федеральную налоговую службу и т.д.;
  • Отказывать в принятии заявления о выдачи судебного приказа в случае, если обращение в суд с данным заявлением может быть связано с намерением совершения незаконных финансовых операций;
  • Пересматривать судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам в случае обращения с соответствующими заявлениями Прокуратуры, Росфинмониторинга, налоговых или таможенных органов, если эти обстоятельства указывают на нарушение участниками процесса законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем;
  • Отказывать в утверждении мирового соглашения и не принимать признание иска ответчиком (признание стороной обстоятельств) и иные результаты примирения сторон, если имеются основания полагать, что лица, участвующие в деле, намерены совершить незаконную финансовую операцию при действительном отсутствии спора о праве между ними;
  • сообщать в органы дознания или предварительного следствия о выявлении в действиях стороны, других участников процесса, должностного или иного лица, признаков экономического преступления;
  • отказывать в удовлетворении требований, основанных на мнимой (притворной) сделке, совершенной в целях придания правомерного вида передаче денежных средств или иного имущества;
  • Принимать иные меры, направленные на противодействие легализации сомнительных доходов.

И, несомненно, самый значимый вклад в упорядочение отношений, связанных с получения доходов в нашей стране, принадлежит Федеральной налоговой службе и работающему на эту организацию искусственному интеллекту. Для подтверждения этого факта можно указать на то, что в апреле 2019 года на Форуме по налоговому администрированию ОЭСР (FTA) глава FTA и налоговой службы Норвегии Ханс Христиан Хольте заявил о том, что российская система — мировой лидер по цифровизации налоговой сферы [2]. 

ФНС обрабатывает информацию о 165,8 млн граждан Российской Федерации и других государств, 4,1 млн юридических лиц и 3,97 млн индивидуальных предпринимателей. При этом, ежегодно автоматически администрируется 76 млн налоговых деклараций, 15 млрд счетов-фактур по НДС и информация по 250 млн. сделок по трансфертному ценообразованию [3].

Начиная с 2015 года система АСК НДС-2, выстраивающая цепочки формирования добавленной стоимости и в автоматическом режиме пресекающая уклонение от уплаты налога на добавленную стоимость или попытки его мошеннического возмещения, способствовала сокращению количества фирм-однодневок в 2 раза, а попыток мошеннического возмещения этого налога - в 10 раз [4]. При этом, в несколько раз сократилось количество налоговых проверок.

Действующие лица и решения проблемы

Существующий уровень цифровизации налоговой службы позволяет с высоким уровнем достоверности выявлять сомнительные транзакции, и принятие мер активного реагирования в отношении их участников - это дело самого ближайшего времени. В «группе риска» находятся две, интересующие нас, категории граждан: чиновники, имеющие нетрудовые доходы, и бизнесмены, ведущие своё дело нечестно.

Чиновникам, по всей видимости, придётся отказываться от дополнительного заработка, либо уйти со службы. Бизнесменам целесообразно заниматься внедрением технологии бережливого производства, снижая издержки и повышая качество производимых товаров и услуг, не рассчитывая на увеличение размера прибыли за счёт незаконных схем. 

Те, кто не найдут в себе желания для того, что бы приспосабливаться к новой ситуации, столкнуться с разного рода неожиданностями. И для новых ситуаций потребуются другие решения 🤓

Библиография:

  1. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям. Утверждён Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 08.07.2020.
  2. Барашкова Л.А. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ ФНС РОССИИ. Кафедра мировой экономики и международных экономических отношений, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург.
  3. Милюкова Яна, Тофанюк Елена, Титов Сергей. «Принципиальный жесткий мужик: чем известен новый премьер Михаил Мишустин». 
  4. Mishustin, M. (2017) FNS Rossii ispol’zuet proryvnye tekhnologii, chtoby sootvetstvovat’ novym trebovaniyam k nalogovoy sisteme [The Federal Tax Service of Russia uses breakthrough technologies to meet new requirements for the tax system]. 

С уважением,

Адвокат Сергей А. Комягин