Блог адвоката

Оценка качества постановки задач при организации обслуживания технологического оборудования: управленческо-правовые аспекты

Халтурщик - дьявольская стать:

Не может в душу не наср…,

Во всем коварство и обман,

Его слова - всегда туман…[1]

 

Г.А. Балл дал определение «задаче» путём отнесения к ней трёх различных категорий: 1) категории «цели действий» субъекта; 2) категории «ситуация» (проблемная ситуация), включающая наряду с целью условия, в которых она должна быть достигнута; 3) категории «словесной формулировки» (формулировка задачи) этой ситуации[2].

Постановка задач - это мини-процесс, состоящий из трёх последовательных действий: 1) обнаружения проблемной ситуации; 2) формулировки задачи на разрешение ситуации; 3) доведения её до исполнителя.

Универсальным критерием, позволяющим оценить качество постановки задач, является разумность, которая включает в себя:  1) учёт известной информации, имеющей значение в данной ситуации;  2) совершение действий, обычных при сходных обстоятельствах, направленных на получение необходимой и достаточной для постановки задач информации (в случае её первоначального отсутствия).

Приведём пример использования критерия разумности для оценки качества постановки задач, направленных на организацию обслуживания импортного технологического оборудования. 

Общеизвестными являются существующие сложности с закупкой запасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП) из Европы и США, по причине введения в 2014 году санкций в отношении России и её резидентов. Эту информацию следует учитывать путём включения в срок поставки ЗИП дополнительного  времени. 

В нашем мини-процессе «постановка задачи», получение информации о дополнительном времени, необходимом для удовлетворения потребности в ЗИП, будет той проблемой, которую мы выявили. Теперь, найдём для неё решение.

Технологически, дополнительное время на закупку ЗИП может быть «выкроено» в результате «внедрения системы (предупредительного) превентивного технического обслуживания – ПТО. На западе оно получило название preventive maintenance – PM, а в отечественной литературе – ТО по техническому состоянию» [3]. Функционирование системы строится на применении специальных методов диагностического обследования обслуживаемого оборудования, позволяющих выявлять угрозы до того, как они станут причинами поломок, что позволяет предпринимать упреждающие действия для поддержания его работоспособности.

Следовательно, для того, что бы постановка задач, направленных на организацию обслуживания технологического оборудования соответствовала критерию разумности, должно быть учтено дополнительное время, необходимое для удовлетворения потребности в ЗИП. В предложенном варианте фактор времени учитывается путём внедрения системы превентивного технического обслуживания оборудования. 

Рассмотрим альтернативный вариант, в котором оборудование продолжает работу до выхода из строя частей и механизмов. Триггерным словом здесь будет «срочность»: надо срочно найти, закупить и заменить то, чего нет на складе, в России и т.д. В интересах срочности не проводятся закупочные процедуры, завышаются цены и закупаются поддельные и контрафактные товары.

Подвергнутое такой «модернизации» оборудование переходит в качественно новый режим эксплуатации, и цикл «срочных нужд» повторяется с большей силой и срочностью. В большинстве своём работники, которые стали причинами этой ситуации, ответственности не несут, а иногда становятся героями… не смотря на то, что их действия являются неразумными, и могли бы иметь последствия правового характера… 

Ну, и конечно, героями и победителями становятся производители подделок… 

Библиография и ссылки:

  1. Игорь Журавлёв, четверостишье из произведения под названием «Халтуре просвещаю стих»https://stihi.ru/2018/11/02/8327
  2. Балл Г.А. О психологическом содержании понятия «задача» // Вопросы психологии. 1970. № 6. С. 17-22.
  3. А.Г. Гончар, В.А. Калюжный ОБСЛУЖИВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ПРЕВЕНТИВНОЙ ОСНОВЕ – ГАРАНТИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ГАРАНТИЙНОГО СРОКА. Вестник МАДИ(ГТУ), вып. 4 (19), 2009 стр. 39-44.